воскресенье, 24 июля 2016 г.

А ведь еще и август не наступил...


Еще один человек заметил и подробно проанализировал внезапное усиление накачки людей из различных медиа-рупоров. И это происходит посреди традиционно "расслабленной" середины лета. Страшно представить, что же тогда будет в "нервном" августе.

Наша система "Свой-чужой" сбоит: к "охоте на футболистов и покемонов"


Максим Макаренков
Печально, что после бойни в Ницце отменили фейерверки, заявляет некая бывшая гражданская жена какого-то миллиардера с борта чьей-то яхты. Люди негодуют, но как-то не очень активно.

Одна из российских спортсменок просит, чтобы ей разрешили выступить на Олимпиаде под нейтральным флагом. Люди негодуют довольно оживленно.

Футболисты сборной России, блистательно проср@вшей чемпионат Европы, устраивают вечеринку с шампанским и гимном. Люди взрываются, петиция за роспуск сборной собирает почти миллион голосов, сборную распускают, народ счастлив. Победа гражданского общества и прямой демократии.

И все эти громкие события уже стремительно оседают на дно медиасферы и сознания дорогих телезрителей. радиослушателей и пользователей социальных сетей. на повестке дня Эрдоган и покемоны.

Что между всеми этими событиями общего, кроме того, что они вызвали сладенькое уютное возмущение ширнармасс?

Все они - признаки очень серьезных проблем общественного сознания. Сейчас медиасфера старательно увлекает нас дальше, переключая с одной яркой (и, вроде бы, безумно важной) картинки на другую, но пора остановиться, сформулировать эти проблемы и осмыслить их. Все эти проблемы связаны в узел, уже не очень понятно, что из чего следует, остается только тянуть за любой появившийся кончик.

Давайте формулировать:

1. Отсутствие общей реальности. Мы живем в полностью мифологизированном пространстве, сформированном медиаресурсами. Причем, шизофреническом.

Мы реагируем на информационные раздражители, сформированные медиасферой так, как диктует нам картинка на экране. При этом, наши реакции на эти события никак не связаны с нашими повседневными реакциями на события нашей реальной сферы.

Давайте поясню. Все три случая, которые я назвал, вызвали общественное возмущение. Но, помилуйте! Чем, собственно, возмущена общественность? Ни одна персона, вызвавшая гнев уважаемых телезрителей и пользователей соцсетей, не нарушила ни единой буквы закона. Более того, их образ жизни и модели поведения наиболее эффективны и успешны при современном общественном устройстве. Все эти люди добились общепринятых параметров успеха, к которым призывают стремиться везде и всюду - размер заработка и медийная известность. Всё. Точка.

Именно эти показатели и являются реальными показателями успеха в реальной жизни. По сути, против них предлагает протестовать медиасфера. Итог - двоемыслие в головах и нарастающая шизофрения. А она нарастает. Пример? Оглушительный успех петиции о роспуске футбольной сборной. Почти миллион человек проголосовали за немедленный роспуск сборной, которая и так де-факто не существует в промежутках между турнирами. Никто… Никто даже не подумал о том, что новый тренер и так будет заново просматривать игроков и собирать новую сборную.

2. Патриотизм отдан шоу-бизнесу и желтым новостям. Патриотизм становится атрибутом медийных персон, аксессуаром светскости, маркером принадлежности к определенной тусовке. Немного циничных сравнений - последите за временем жизни новостей о сбитом над Сирией летчике, погибшем герое - корректировщике огня, и сравните с временем жизни и использованием новости о футбольном загуле. Какая у нас величайшая патриотическая победа и величайший удар по патриотическим чувствам? Правильно – слив наших футболистов, и победа петиции за роспуск тех, кто и так распущен. Это же натуральное шоу в прямом эфире, никаким боком не пересекающееся с реальностью.

3. Формирование морали и этики в обществе, понятий добра и зла мы отдали “на аутсорс”. То есть - на внешнее обслуживание. Хорошо и этично то, что массмедиа и соцсети (что одно и то же по сути) объявили таковым сегодня. Завтра полюса могут поменяться, но кто это заметит и важно ли это? Нет - не важно.

4. Те, кому мы отдали в управление своё мнение, этику и мораль, решают исключительно свои частные вопросы. В лучшем случае - тактические. И даже эти вопросы находятся исключительно в рыночной сфере. Иными словами - для получения бабла. Моральным, этичным и хорошим объявляется то, что успешно продается. Либо помогает успешно продавать. Что именно продавать - не важно.

5. Общественная система “свой-чужой” находится в аварийном состоянии. Этот пункт - следствие вышеописаных проблем. На мой взгляд - он самый важный. Мы начали маркировать людей уже не по их реальным делам, даже не по степени их полезности для нас-нашей семьи-наших интересов, не по полезности для общества. Система “свой-чужой” стала строиться на отношении и реакции людей на внешние раздражители, которые скармливает обществу медиасреда. При полной шизофреничности реальности, которую сознательно формирует медиасреда, это прямая дорога к коллективной психопатии.

Впрочем, о чём я? Мы увлеченно несемся по этой дороге. Сегодня - в поисках покемонов.

За кем начнем охотиться завтра?

Комментариев нет:

Отправить комментарий