пятница, 15 января 2016 г.

О "режимах"

Ради эксперимента начал недавно использовать негативно окрашенный термин "режим", которым "свободолюбивые личности" любят характеризовать наше государство, при беседах с этими же гражданами. Но только использовать его уже по отношению к западным странам, следя за реакцией собеседника.

Более терпеливые (или вежливые) из них, поерзав в кресле и поморщив носик, продолжали беседу, стараясь не обострять беседу. Менее толерантные же ожидаемо втягивались в полемику относительно уместности термина. Тогда им приводилось обоснование с примерами полицейского произвола, тупого бюрократизма и коррупции под видом лоббизма на Западе. Мне так и не привели каких-то внятных аргументов против, поэтому курс "иглоукалывания" пока продолжаю.

Постепенно к термину привыкают, так что, похоже, дрессировке мои "либералы" вполне поддаются.

Однако призадумался: а стоит ли злоупотреблять этим термином в обиходе? Ведь даже несмотря на то, что к западным системам это определение подходит как нельзя лучше, оно, будучи негативно "окрашенным", перестает нести оценочную функцию и переходит в разряд "инструментов осуждения".

Используя его, я ставлю себя на одну доску с теми, кто заездил этот термин до невозможности, обесценив его значение, и кого сам же считаю не очень адекватными людьми. Кроме того, используя его для осуждения, я ограничиваю себя в оценке и невольно отметаю положительные качества систем, которые рассматриваю. А так как ограничивать себя мне не нравится, то, пожалуй, от использования "режимов" кроме как в ироничном контексте откажусь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий