пятница, 2 сентября 2016 г.

Поставарийно


Не уверен, что методика уважаемого Воина-тени корректна: мне кажется, не стоит уподобляться тем, кто злорадствует над нашими неудачами, - гораздо полезнее рассматривать подобные явления, стараясь сохранять объективность:

Взрывной стартап. Почему будущее "маскономики" теперь под вопросом


Виктор Мараховский

Сам по себе взрыв ракеты Falcon 9 компании Илона Маска SpaceX не представляет собой ни уникального, ни невозможного события. Катастрофы большего или меньшего масштаба сопровождают космическую индустрию с момента основания. Часть запусков оканчивается неудачно, ракеты взрываются на стартовых столах, в воздухе и при отделении ступеней. Из пяти широко разрекламированных американских челноков "Спейс шаттл" два взорвались вместе с экипажами. Регулярно "не взлетают" американские, европейские, китайские и даже российские ракеты (события последнего ряда почему-то порождают эйфорию у части русскоязычного интернета, но это вопрос скорее клинический, чем технический).

Тем не менее многие западные комментаторы сегодня ставят под вопрос будущее SpaceX. Причин несколько.

Первая — до сих пор неизвестен объём причинённого ущерба. Погибла полезная нагрузка, в которую входил израильский спутник стоимостью около 200 миллионов долларов, а также, по некоторым данным, ещё несколько сателлитов. Погибла сама ракета (от 50 до 80 миллионов долларов). А главное — причинён некий явный ущерб стартовой установке. Именно отсюда в ближайшие полгода с интенсивностью каждые три с половиной недели SpaceX собиралась делать новые запуски, включая анонсированный к концу года первый запуск "повторной ракеты" (напомним: Маск в принципе собирается сделать ракетные запуски "частично многоразовыми", то есть использовать возвращаемые первые ступени. Вернувшаяся в апреле сего года первая ступень, которую уже полгода ремонтируют, должна быть в конце концов встроена в новую ракету, снабжена бельгийским спутником, взлететь и, вероятно, снова вернуться).

У компании есть ещё одна точка для запусков - в Калифорнии. Это на другом конце Соединённых Штатов, и стартовые площадки в Калифории и Флориде достаточно сильно технически отличаются друг от друга, отмечает "Гизмодо".

Издание также указывает на то, что причина аварии совершенно неизвестна — и есть шанс, что до оглашения результатов расследования SpaceX просто прекратит запуски всех "фальконов". Что "сделает будущее компании весьма неопределённым. Это не значит, что она уйдёт из бизнеса, но ничто не останется прежним".

В свою очередь, издание "Популярная механика" (не наше, а американское) отмечает, что взрыв произошёл во время технического тестирования ракеты и, таким образом, не представляет собой страхового случая. А если так — то платить за всё компании Маска придётся из собственного кармана, где денег не так много.

Напомним: из всех прорывных стартапов И.Маска на сегодня прибыльным не является ни один. Как мы уже сообщали ранее, на рекордные убытки идёт в этом году Tesla Motors. Запуски SpaceX косвенно, но вполне очевидно спонсируются из федерального американского бюджета. Что касается небезызвестного проекта вакуумно-сверхзвукового трубного поезда Hyperloop, то это на данный момент вообще скорее фикция: технических решений, которые позволили бы данному поезду воплотиться, на сегодня просто не найдено.

Стоит отметить, впрочем, что это не мешает И. Маску распоряжаться достаточно крупными средствами путём продажи пакетов акций своих компаний.

Однако желание покупать данные акции сильно увязано на доверие к затеям Маска и веру инвесторов в его будущие сверхприбыли. Данную веру катастрофы "фальконов" могут подорвать.

Тем не менее — ставить на Маске крест пока рановато. Он пользуется слишком явной поддержкой государственных элит США и других стран, чтобы его можно было просто "уронить" как какую-нибудь Элизабет Холмс. Как следует из гигантского содействия электромобилям "Тесла" — на них лежит ключевая функция в деле переделки городского ландшафта развитых стран. Или, иначе говоря, — создания волевым усилием "электромобильной лихорадки" с соответствующим строительством инфраструктуры, которая могла бы, нагрузив граждан новыми косвенными расходами, одновременно оживить экономику передовых стран.

Комментариев нет:

Отправить комментарий